Фундаментальное PR-образование: за и против

  • 28 марта 2007
  • Блог
Споры о пользе PR образования ведутся давно. И в этом нет ничего удивительного. Ведь для каждого из нас две волшебные буквы «PR» несут совершенно разные смыслы. Для одних PR — фундаментальная дисциплина, основанная на серьезных научных знаниях, для других — сугубо практическая специальность, не требующая особой подготовки, третьи вообще не воспринимают PR как серьезную профессию, относя ее к незначительной части менеджмента, маркетинга, журналистики и т.д. Что ж, каждый имеет право на свою точку зрения. Именно поэтому мне бы не хотелось критиковать чью-либо позицию. Я лишь попытаюсь обозначить плюсы и минусы PR образования, исходя из собственного опыта, поскольку в данный момент являюсь студенткой РГГУ (Российского Государственного Гуманитарного университета) специальности «Связи с общественностью».

Итак, во-первых, я глубоко убеждена в том, что для настоящего профессионала в области связей с общественностью мало талантливо выполнять свою работу. Безусловно, умение правильно писать пресс-релизы, проводить образцовые пресс-конференции, брифинги и др. всецело зависит от продуктивной и длительной практики. Однако не стоит забывать и о теоретических знаниях, столь важных для нашей профессии.

PR — это коммуникативная дисциплина. А значит, профессионал в сфере PR — это, прежде всего, профессиональный коммуникатор. А где еще, как ни в ВУЗе получить знания в области теории коммуникации. Работы Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Р. Барта, П. Бурдье и др. дают прекрасную основу для понимания связей с общественностью.

Вы скажете: «Зачем мне знать о структурных моделях коммуникации, теории коммуникативного действия, социальных полях, если я, к примеру, просто сяду и напишу пресс-релиз. И получится это у меня ничуть не хуже, чем у тех, кто изучает коммуникатологию». Возможно, вы будете правы. Однако не стоит забывать, что для настоящего профессионала важно не просто механически выполнять свою работу, опираясь лишь на собственную интуицию и талант, но и знать историю, основы, специфику той области и тех аспектов, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно.

Так, к примеру, оказывая воздействие на определенную группу общественности, нам приходится адаптироваться к уже сложившейся в ней системе ценностей. Но сделать это можно лишь в том случае, если вы понимаете особенности функционирования данной группы. Научиться этому можно. Ряд дисциплин, которые зачастую не имеют прямого отношения к PR, помогают увидеть во всем происходящем глубинные, устойчивые и не всегда осознаваемые особенности. В моем университете, например, читают такой предмет как «Коммуникативная история России». Важнейшие исторические события, личности рассматриваются сквозь призму межличностной, групповой и массовой коммуникации. На примере Ивана Грозного, Петра I, И.Сталина и др. мы учимся тому, как воздействовать на аудиторию, как строить свои взаимоотношения с другими людьми для реализации поставленных целей.

Я не решусь утверждать, что фундаментальное PR образование идеально. Недостатки есть, и главный из них — нехватка практических навыков. Трудно представить, что по окончании университета студент будет состоявшимся PR специалистом. Но связано это, на мой взгляд, вовсе не с качеством преподавания в ВУЗах, а с глубоко практической спецификой PR. Единственным выходом здесь является совмещение учебы и работы, что, без сомнения, достаточно сложно, но вполне осуществимо. Прослушав лекцию, посвященную, например, проведению какой-либо PR-кампании, изучив достаточное количество литературы к семинарским занятиям, а затем, приняв участие в организации этой кампании, ты не просто начинаешь автоматически выполнять те или иные задачи, но и можешь анализировать их, что является залогом успешного профессионального роста.

Одним словом, изучать PR в ВУЗах или нет — дело каждого. Однако, как говорится в русской поговорке: «Сильному наука — лишний козырь». Так что, дело за вами.

Дарья Омельченко, Ассистент PR-менеджера