Часто в агентской практике можно услышать фразу «это сложный клиент, просто надо найти к особый нему подход», и это действительно так. В PR Partner мы любим сложных клиентов, именно умеренный адреналин на работе дает нам возможность быстро расти и развиваться. Кроме того, такие клиенты и партнеры очень интересны в общении — от них мы узнаем новые слова, стили работы и постоянно находимся вне зоны комфорта, что, несомненно, является плюсом и повышает нашу адаптивность. Но иногда это просто не ваш клиент, который тратит ваши силы и время. Как же отличить сложного клиента от «не вашего»?
Приведу три примера, которые помогут сориентироваться в некоторых ситуациях (герои вымышлены, все совпадения случайны):
Сложный клиент
За две недели до мероприятия — ваш день начинается в пять утра с сообщений от клиента в скайпе, вотсапе и других мессенджерах. Клиент не привык откладывать на потом только что пришедшие в голову идеи, и любит сразу выдавать их агентству, при этом понимает, что ответ с нашей стороны займет несколько часов. И мы под это подстраиваемся — ведь в итоге работа выстраивается очень продуктивно.
Не ваш
За два месяца до мероприятия — по несрочному, но внезапно возникшему вопросу, он пишет письмо в 22:30.Менеджер уже спит. В 23:00 скидывает СМС и в 23:30 звонит с требованием прочесть письмо. Мы выстраиваем уважительные отношения со своими клиентами и ждем такое же соблюдение границ личного пространства в ответ.
Сложный
Накануне мероприятия — в девять вечера вы встречаетесь с клиентом и застройщиком на площадке. Ещё раз проходитесь по макету и запускаете застройку стенда. Вы спокойно уезжаете спать, а клиент решает остаться, т.к. ночует в гостинице через дорогу. Утром вы видите совсем другой стенд — клиент передумал и заставил подрядчика полностью переделать застройку в соответствии с самым первым макетом, который он изначально не согласовал. Приходится оплатить подрядчику двойную работу, но все получилось, и клиент доволен!
Не ваш
За час до старта мероприятия — клиент приезжает на площадку и требует поменять местами левую стену застройки с правой, т.к. возможно, люди будут заходить через левую дверь, а не правую, и важно, чтобы они первой увидели стену с информацией об истории компании, а не о продуктах. Даже в цейтноте мы всегда стараемся трезво оценивать ситуацию и ресурсы и убеждаем клиента в том, что незначительные изменения в последний момент не всегда стоит делать.
Сложный
В графике подготовки мероприятия и распределения обязанностей клиент просить сменить красный цвет на зелёный, а синий на жёлтый. А почему бы и нет?:)
Не ваш
Клиент требует подготовить график согласования пунктов из графика подготовки мероприятия, сам согласовывает его полторы недели и уже не укладывается в свой собственный дедлайн. Это значит, что и сама работа со стороны клиента будет вестись также тяжело и медленно, что не самым лучшим образом отразится на общем результате. Обычно из такой ситуации есть выход — выстроить работу эффективным образом с новым контактным лицом от компании, если его предшественник не идет на уступки.
Со сложными клиентами в итоге всегда получается хороший результат, а «не ваши» вносят определенную долю саботажа в совместные действия. Проблема в том, что обычно это видно постфактум, поэтому очень важно отслеживать эти моменты как можно раньше, и понимать, к какому типу относятся ваши партнеры.
Желаю всем сложных любимых клиентов, с которыми вы будете расти и развиваться!