Книги и теория — прекрасно, если вы хотите понять, как работает пиар. Но на практике чаще всего всё происходит не по шаблону, описанному в учебниках. Что посмотреть, чтобы углубить свои знания? Подготовиться к реальности? Сделали подборку шедевров кинематографа про пиар и не только.
Сладкий запах успеха (1957). История про молодого рекламного агента, который занимается пиар-продвижением начинающих знаменитостей в национальной газете. Герой оказывается на мели и ввязывается в авантюру — развести свою сестру с её парнем в угоду бизнес-партнеру. В итоге он от отчаяния договаривается с представителем другой газеты разместить «утку», которая порочит репутацию того бедняги.
Телесеть (1976). Сатирический фильм, который завоевал 4 Оскара и актуален до сих пор. Сценаристы сделали акцент на атмосфере телевизионного канала и одном из его ведущих. Фильм завершается закадровым комментарием: «Говард Бил стал первым человеком, который был убит из-за низких рейтингов». Это гиперболизированная история, в которой легко узнать и каждый день пиарщика: у тебя есть KPI, ты пишешь тексты, общаешься с журналистами и обновляешь страничку с МедиаИндексом, чтобы убедиться в росте рейтинга своего клиента.
Вокруг пиара, маркетинга и рекламы много сатиры. Вот, ещё одна — Плутовство (1997) или «Хвост виляет собакой», «Виляя собакой». Неоднократно номинированная комедия про то, как политика похожа на шоу-бизнес: пиарщики придумали инфоповод и с помощью профи-кинопродюсера раздули его до масштабов войны, чтобы отвлечь внимание общества от косяка президента. Но без потерь тоже не обошлось. Шалость удалась, война закончилась, герои похоронены с почестями. А кинопродюсер не захотел оставаться в тени. Что было дальше — смотрите в фильме.
Свой человек (1999). Психологическая драма из 90-х, основанная на реальных событиях — фикция лишь в именах. Главного героя увольняют с поста вице-президента крупнейшей табачной компании за то, что тот протестовал против использования в продукции компонента, вызывающего у курильщиков зависимость. После он выступает с этим разоблачением на телевидении и тем самым инициирует крупнейший в истории США корпоративный скандал с мировым резонансом.
Здесь курят (2005) или «Спасибо за то, что курите», если переводить оригинальное название дословно. Фильм про мужчину, который пропагандирует табакокурение, но сам не особо верит в то, что говорит. Про функционирование общества, про поддержку ложных ценностей из-за нужды в деньгах. И, главное, про выбор каждого, что в обществе куча рынков, которые нам вредят, но они нужны, ведь кормят тех, кто там работает. Это один из фильмов, которые меняют отношение к жизни.
День выборов (2007). Одна из самых рейтинговых радиостанций «Как бы радио» получает заказ на раскрутку кандидата из региона и прочие манипуляции. Правда, цели победить на выборах перед ними не ставится, единственная реальная задача «агрессивной PR-кампании» — всего лишь хорошенько пугнуть конкурентов и, если получится, оттянуть у них несколько процентов голосов. Но оказывается, в дикой спешке и неразберихе герои по ошибке выиграли выборы не в той области. В 2016 году вышла 2 часть этой комедии.
Безумцы (2007) — легендарный сериал, или даже «энциклопедия жизни», который получил 4 премии «Эмми» подряд в категории «Лучший драматический сериал» и принес своему создателю статус одного из «Самых влиятельных людей мира» по версии журнала Time. Сюжет про вымышленное Нью-йоркское рекламное агентство «Стерлинг-Купер», жизненные драмы его креативного директора и сотрудников, изменения общественных нравов американцев в далеких 60-х: супружеские измены, курение, алкоголизм, расизм, эмансипация женщин, антисемитизм, охрана окружающей среды и др.
Мартовские иды (2011). В центре сюжета отношения героев, а не политика. Вот короткое содержание происходящего: Гослинг, Клуни, избирательная гонка, ложь, провокация, шантаж, предательство, открытый финал. Джордж Клуни, как режиссер, проделал большую работу и показал изнанку выборов президента: на что претенденты готовы за высокий пост, статусность. Фильм чётко показывает, почему не все агентства связываются с политикой.
Скандал (2012). Сериал (не путать с фильмом!) о работе агентства, про пиарщицу и просто женщину легенду, которая привела к власти президента, ушла из Белого дома, стала работать на себя и решать репутационные проблемы клиентов. Сюжет основан на опыте бывшего руководителя пресс-центра Джорджа Буша старшего — Джуди Смит.
Карточный домик (2013). 5 сезонов, 73 серии про политику, виртуозные вбросы, решение проблем власти на уровне СМИ в стиле американских коллег, конечно. Амбициозный конгрессмен (или член парламента, проще говоря) в обмен на должность Государственного секретаря помогает политику стать президентом США. Но последний не сдержал своего обещания, и далее закрутилась сюжетная линия мести.
Наш бренд — кризис (2015). Фильм про американских политтехнологов и президентские выборы в Боливии. Главная героиня занимается планированием избирательных кампаний, после роковой ошибки теряет работу и получает прозвище «Катастрофа». Её второй шанс — организация предвыборной кампании в Боливии — вероятность победы стремится к нулю, судя по рейтингу кандидата. Получится ли у главной героини Джейн добиться успеха, смотрите фильм.
Самый громкий голос (2019). История про самое пекло телевизионно-политической кухни: хроника событий из жизни медиа-консультанта и генерального директора одного из самых влиятельных СМИ — Fox News. Теракты 11 сентября 2001 года, президентские выборы 2008 и 2012 годов, отношения с Дональдом Трампом, сексуальные обвинения: все эти переломные события повлияли на детище Роджера Айлза и конец его карьеры.