Навык самопрезентации — один из ключевых. Как говорила Коко Шанель, не будет второго шанса произвести первое впечатление. Надо знать, кто ты, чем занимаешься и что планируешь, чтобы давать релевантную информацию. PR Partner о пяти самых распространённых ошибках спикеров.
Речь в формате «хаос». «Я работаю в холдинге, но начинал с позиции официанта в ресторане, а потом был менеджером, параллельно учился… Так вот, мои задачи — развитие инновационных решений». Лучше структурировать. Самопрезентация длится полминуты, за это время надо рассказать об опыте и образовании, задачах и позиции, плюс о планах и прогнозах кратко. Идеальная последовательность: прошлое-настоящее-будущее.
Многословие или наоборот. Вы можете быть профи со стажем 40 лет: чтобы не тратить много времени на рассказ о себе, надо выбирать информацию, которой делитесь. Например, перед вами — аудитория предпринимателей, говорите об оконченном MBA, созданных вами компаниях и пр. Если студенты — о вашей альма-матер. Можно делать упражнения. Например, поставьте таймер и попробуйте рассказать о себе за две минуты, потом минуту и 30 секунд.
Расфокус. В момент самопрезентации не обращайте внимания на раздражители: опоздавший зашёл в зал, зазвонил телефон, слушатель защёлкал ручкой и пр. Если потеряете фокус вы, то и зрители так же. Возьмите паузу или пошутите, чтобы вернуть внимание.
Неудачная жестикуляция. Тело часто больше говорит о спикере, чем он сам: некоторые начинают чесаться, переминаться с ноги на ногу, поправлять одежду и пр. Над этим можно работать — тренируйте речь на камеру: снимайте, как выступаете, а потом анализируйте движения, звук видео можно не включать.
Взгляд куда угодно, но не в камеру или глаза. Зрительный контакт очень важен, отведенный взгляд — неуверенность. Выступление любого формата (интервью, лекция и пр.) — это диалог, а не монолог. Люди хотят участвовать, а не только слушать, поэтому предлагайте задания и приглашайте задавать вопросы.