Несистемный пиар: какие подводные камни?

  • 31 июля 2020
  • Блог
В пиар каждая компания врывается по-своему: кто-то идет в агентство и называет четкое количество колонок, которое требуется бизнесу для продвижения, другие просто говорят: «Мне нужен пиар», а на вопрос: «Зачем конкретно? Какие вы ставите цели?» — затрудняются ответить, третьи — пытаются справиться своими силами, не имея в штате пиарщика и полного представления о том, что нужно делать и чего избегать. Рассказываем о последствиях несистемного пиара и делимся советами.

1. Непрофессионализм — дорога в бан. Нечетко сформулированные отклики один из признаков отсутствия опыта и компетенций пиарщика. Если вы решились позвонить или написать журналисту, прочитайте текст и удалите «воду», абстрактные рассуждения по поводу компании; оставьте аргументы, факты, цифры, эмоции (но только по делу!). Пустые разговоры раздражают всех, но особенно журналистов.

2. Упоминание без содержания — путь в никуда. Нельзя зацикливаться только на продвижении имени компании — частое мелькание туманит разум, внушает чувство успеха. Так вы, конечно, будете на слуху, но не достигнете цели — привлечения потенциальных клиентов. Для этого нужно разработать коммуникационную стратегию и ключевые сообщения: кто вы, чем занимаетесь, какие задачи клиентов закрываете. А также писать полезные тексты, комментировать тематические материалы в топовых и отраслевых изданиях в соответствии с созданным документом.

3. Слово — не воробей, вылетит за пределы компании, не поймаешь. Ваши сотрудники — главные адвокаты бренда. Поэтому нужно следить за тем, какую информацию они выносят вовне, обсуждают с друзьями и родными. Чтобы избежать разглашения деликатной информации, создаются правила компании и соглашения о неразглашении (NDA).

4. «Слить» идею легко, заставить всех забыть её — невозможно. Ощущая успех на вытянутой руке, вам нужно помнить — не рассказывайте, пока не реализовали, не защитили юридически — разработки могут присвоить. Крупные компании крадут идеи у стартапов, в которые инвестировали. Будьте внимательными перед кем раскрываете конфиденциальные данные.

5. Журавль в небе — потеря потенциальных клиентов навсегда. Активный пиар привлечет клиентов, но нужно понимать какое количество вы готовы обработать, какой поток даст инфоподдержка и не снесет ли она вашу систему. Например, сайт интернет-магазина может не выдержать нагрузки, в пиццерии может не хватить теста и т.д. Нужно соизмерять мощности, и заранее готовиться, прогнозировать, а не обещать конфетку, когда не держите её в руке. Иначе — навсегда потерянные клиенты, которые узнали вас с не лучшей стороны на самом старте. Например, мы делали креативную рассылку дегустационных наборов по компаниям-потенциальным заказчикам клиента: готовили списки, созванивались, договаривались. Но, к сожалению, клиент в результате не успел в срок обеспечить всех желающих «продуктом».

Заниматься стихийным пиаром не стоит — снижается качество коммуникаций. PR любит системность и тщательную подготовку: стратегия, ключевые сообщения, подкованность спикеров в работе со СМИ, план А (и план Б на случай кризиса) и т.д.