Учимся мыслить системно

  • 26 августа 2013
  • Блог
После мастер-класса Игоря Беспальчука из компании CUSTIS на тему «Прекратите думать о конвейере, или Системное мышление для организатора разработки ПО» (http://inc.hse.ru/article/2013/06/18/_2788.htm) я заказала несколько книжек по системному мышлению. Начинать гуру советуют с азбуки, а точнее, с книги Донеллы Медоуз «Азбука системного мышления».
Вообще, тема эта сложна и многогранна, но в общих чертах описать системный подход можно так (ну, я так поняла, по крайней мере) — старайтесь смотреть на ситуацию шире, изучайте общий контекст, причины и следствия, потому что все в мире взаимосвязано и представляет одну большую систему. Любая компания — тоже система из разных элементов (люди, знания, корпоративная культура, технические ресурсы и др.). И если какие-то элементы в ней претерпевают изменения, то это может сказаться на всей системе, причем, иногда сложно предугадать, как именно.
В книге приводится притча о слепцах и слоне.
Несколько слепцов «изучали» слона, чтобы рассказать жителям своего города, которые все были слепыми, что же это за создание.
«Не имея ни малейшего представления о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон. И каждый, потрогав какую-то одну часть, решил, что теперь он знает о слонах все.
Трогавший ухо сказал: «Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер».
Тот, кто касался хобота, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на большую пустую трубу, что внушает страх и сеет разрушение».
Тот, кто ощупывал ногу, сказал: «Слон могуч и крепок, как колонна».
Каждый познал лишь часть целого. И каждый был неправ...
Эта древняя суфийская притча служила многим поколениям уроком, который мы, к сожалению, часто упускаем из виду: нельзя понять поведение системы лишь по составляющим ее частям».