Ключом к успеху как в деловых переговорах, так и в обычной беседе выступает умение грамотно выстроить коммуникацию, определить ключевые интересы и ценности собеседника. Наиболее эффективным способом вести переговоры является практика — общение с клиентами, коллегами, партнерами, подрядчиками. чтобы обучение происходило быстрее, важно понимать принципы, на которых строится общение. Одной из классических книг на тему является «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги. На первый взгляд советы просты, тем не менее на практике их используют немногие.
Проявляйте неподдельный интерес к собеседнику
Случается, что во время переговоров стороны не могут прийти к соглашению, каждый стремится доказать свою точку зрения и не слышит другого. Если вы хотите добиться чего-то от собеседника, сначала проанализируйте, чем можете помочь ему вы. Для этого постарайтесь выключить «внутреннего комментатора» и услышать другого.
Это не только поспособствует завоеванию доверия, но и поможет повернуть разговор в нужное русло.
Улыбайтесь
Особенностью менталитета россиян является то, что мы редко улыбаемся, считаем улыбку признаком расположения к человеку. Не каждый получает всплеск положительных эмоций на бизнес-встречах или деловых переговорах. Однако демонстрировать позитивный настрой необходимо, если вы хотите, чтобы собеседник испытывал радость от общения с вами.
Называйте по имени
По мнению Дейла Карнеги, одним из приятных звуков для человека является звук собственного имени — я согласна с автором. Из этого утверждения следует вывод — нет проще способа вызвать раздражение человека, чем назвать его по имени неправильно — лучше не путать в письмах и в жизни Марию и Марину, Асю и Анастасию; определить, какую форму имени предпочитает человек — полную или нет, обращение по имени или имени-отчеству.
Критикуйте с умом
Наиболее частой реакцией на слова «вы неправы» является то, что собеседник перестаёт слушать доводы и пытается доказать свою правоту. Чтобы избежать такой защитной реакции, критиковать нужно как можно мягче. В PR Partner мы используем «принцип бутерброда», который заключается в том, чтобы сначала похвалить, отметить сильные стороны предложения, затем — покритиковать и закончить мысль снова чем-то приятным.
Пусть человек чувствует себя значимым
При разговоре с партнером помните, что бизнес может быть чувствительной темой. Поэтому постарайтесь лишний раз подчеркнуть при общении с собеседником значимость его работы и достижений. Если вы проявите искренний интерес к бизнесу, вникнете в его особенности, вы с большей вероятностью получите постоянного клиента.