Современные войны ведутся в информационном поле и напоминают масштабную PR-кампанию. Но насколько близки информационные войны и PR?
Разберемся, что общего.
1. Цель — формирование общественного мнения по определённому вопросу.
В информационной войне, как правило, продвигается негативное представление о противнике, а в PR — позитивное отношение к компании и ее продукту.
2. Методы.
И в информационных войнах, и в PR используются схожие методы: интерпретация и создание инфоповодов, фокусирование внимания аудитории на одних фактах и замалчивание других, воздействие на эмоции.
3. Структура информационной кампании.
Они строятся по одной схеме:
- оценка ситуации,
- определение целей,
- определение ЦА,
- планирование и реализация кампании,
- оценка результатов.
Теперь о различиях.
1. Информационная война связана с очернением противника, а PR — с созданием позитивного имиджа своей компании.
Есть две причины, почему:
Во-первых, агрессивная информационная повестка вредит всему сегменту рынка, а не только конкуренту.
Во-вторых, любой скандал — это привлечение внимания, а значит, и повышение известности. В долгосрочной перспективе это может пойти на пользу конкуренту. А вот в краткосрочной перспективе шумиха может решать определённые задачи. Например, скандал с якобы разрабатываемым в Ираке оружием массового поражения стал поводом для введения в страну войск США и их союзников по НАТО. А скандалы с участием Инстасамки (случай с зелёнкой, случай с визажистами и т.д.), как правило, происходят, когда у неё выходит новый релиз, и люди, которые заходят посмотреть сториз, возмутившие общественность, после смотрят ещё и сториз со сниппетами (короткими фрагментами треков).
2. Информационная война — противостояние, а для пиара достаточно одного объекта.
3. Различные показатели эффективности.
В информационной войне это изменения в общественных взглядах, измеряемые в том числе при помощи социологических опросов, и ответные действия противника (например, опровержения).
В PR — повышение известности бренда, в том числе личного (измеряемое, например, количеством упоминаний в СМИ или в соцсетях), победа на выборах или в тендере, повышение продаж и т.п.